Чтобы ответить на вопросы, почему возникает депрессия, отчего нарушается эмоциональная жизнь человека, надо прежде всего понять, что же такое, собственно, эмоции и зачем они нужны.
В самом деле, зачем человеку эмоции? Откуда у нас эта способность – радоваться, огорчаться, скучать, тосковать, впадать в ярость или в отчаяние?
Прежде всего надо сказать, что эта способность появилась у живых организмов не сразу, а лишь спустя миллионы лет после возникновения жизни на Земле. Эмоции – это продукт эволюции, и доступен он не всем. Эмоции – привилегия высших животных. Чем сложнее организм, чем совершеннее его устройство, тем богаче спектр эмоциональных реакций. Примитивные существа, вроде инфузорий или грибов, вообще не способны испытывать эмоции. Не знакомы ощущения радости и печали растениям, червям, насекомым. Земноводные и пресмыкающиеся могут испытывать элементарные эмоции – беспокойство, раздражение, ярость, удовольствие, покой. Высшим животным доступны более тонкие и сложные переживания радости, восторга, тоски, скуки, отчаяния. Вершина эволюции – человек – имеет в своем распоряжении уникальный эмоциональный инструмент, позволяющий переживать тончайшие эмоциональные оттенки. Эмоциональная жизнь человека необычайно богата. Нам доступен широчайший спектр чувственных переживаний – от искренней радости до глубокой печали, от всеохватного счастья до тяжелого горя, от радостного волнения до беспросветной тоски и отчаяния. Удивление, беспокойство, восторг, эйфория, печаль, тоска, безысходность – этот список не отражает и малой доли бесконечно разнообразных эмоциональных реакций, на которые способен человек.
Зачем нужны эмоциии
Эмоции – важнейший элемент адаптации организма к сложным и изменяющимся условиям внешнего мира. Эволюция позаботилась о том, чтобы создать совершенную систему для выработки полезного, выгодного и адекватного внешним угрозам поведения. Основу этой системы составляют эмоции. С первых минут жизни ребенок испытывает непрерывный поток эмоций. Познавая мир, он пытается выстроить сложную программу поведения в этом мире. При этом отрицательные эмоции – боль, страх, тоска – обеспечивают направленное формирование поведения в сторону избегания возможной опасности. Ребенок хватает рукой горячий чайник. Это вызывает боль, рука одергивается, ребенок плачет. В этот момент в его мозгу происходит сложная биоэлектрическая и биохимическая реакция с выделением специальных веществ – нейромедиаторов. В итоге формируется устойчивая матрица памяти, в которой записано: хватать чайник рукой нельзя – будет больно. До конца жизни этот человек будет с осторожностью обращаться с горячими предметами – один-единственный печальный опыт, сопровождавшийся отрицательной эмоцией, избавляет его от необходимости каждый раз обжигаться. Так что отрицательные эмоции чрезвычайно полезны: если бы их не было, вряд ли кому-нибудь из нас удалось дожить хотя бы до совершеннолетия. Противоположная сторона – положительные эмоции – формируют поведение, направленное на их повторное переживание. Малыш, впервые испытавший удовольствие от игры или общения, будет тянуться к ним вновь и вновь. Таким образом, через постоянное чередование положительных и отрицательных эмоций, закладываются сложные поведенческие программы, определяющие всю дальнейшую жизнь человека. По мере взросления человеку становятся доступны всё более сложные, «человечные» эмоциональные переживания – эстетическое наслаждение, радость творчества, восторг открытия и множество других. Тончайшие оттенки эмоциональных переживаний обеспечивают восприятие человеком всего многообразия окружающей действительности, позволяя сформировать субъективное отношение к любому явлению или событию – а значит, и выработать модель поведения, идеально соответствующую реальной ситуации.
Спектр эмоций у человека необычайно широк. Всё это эмоциональное богатство обеспечивается сложным комплексом биоэлектрических и нейрохимических процессов в мозге. За биохимический компонент эмоций «отвечают» особые вещества – нейромедиаторы. В происхождении депрессии главную роль играет недостаток нейромедиатора серотонина.
Серотонин
Серотонин – уникальное вещество, получившее название «гормона счастья». Именно серотонин напрямую ответственен за обеспечение эмоций как при кратковременных эмоциональных реакциях, так и при формировании длительного устойчивого эмоционального фона. Обеспечивая передачу возбуждения между нервными клетками – нейронами – серотонин регулирует интенсивность возбуждения в различных отделах мозга, а, следовательно, и характер и силу эмоциональных реакций.
Достоверно доказано, что недостаток серотонина в мозге приводит к депрессии. Помимо непосредственного влияния на эмоциональный фон, серотонин регулирует интенсивность болевых ощущений: при снижении уровня серотонина чувствительность к боли обостряется. При этом даже незначительные, привычные ранее раздражители могут вызывать крайне болезненные ощущения. Этот факт хорошо знаком больным депрессией – во время приступа обычная инъекция или банальный визит к стоматологу могут превратиться в мучительную пытку.
Помимо влияния на эмоции и болевые ощущения, серотонин принимает непосредственное участие в регуляции сложных форм социального поведения, в частности, самоконтроля и реакции на фрустрацию. Эксперименты показали, что внезапные вспышки нетерпимости к несправедливой ситуации, в которой ущемляются интересы личности, обусловлены изменением активности серотониновой системы. Серотонин также играет важную роль в механизмах сдерживания и принятия решения. Некоторые исследователи полагают, что именно уровень серотонина в мозге (а он зависит от стрессов и диет) имеет определяющее значение при выборе человеком того или иного решения. Конечно, судьбоносное решение вряд ли будет зависеть от того, съели вы утром шоколадку или нет, но при необходимости выбрать простое решение из равнозначных вариантов влияние уровня серотонина может оказаться решающим.
Недостаток серотонина снижает способность человека контролировать гнев и агрессию. Ученые полагают, что вспышки раздражительности, часто сопровождающие депрессию, вызваны именно недостатком серотонина.
Недавние совместные исследования английских и американских ученых показали, что серотонин также является важнейшим фактором в реализации инстинкта самосохранения. Если, возвращаясь ночью домой, вы неосознанно сворачиваете с привычной дороги, чтобы не идти темным переулком – знайте: это серотонин заставил вас изменить привычный маршрут. Уменьшение содержания серотонина в мозге приводит к подавлению инстинкта самосохранения и исчезновению чувства опасности. Такой человек начинает «играть со смертью». Его притягивает бессмысленный риск и опасные для жизни развлечения. Значительная часть стритрейсеров, с огромной скоростью гоняющих на автомобилях по городским улицам или трейсеров, прыгающих с крыши на крышу – это люди, страдающие от недостатка серотонина. Полноценное лечение, помогающее восстановить нормальный уровень серотонина, приводит и к восстановлению нормальной реакции самосохранения, и к переоценке человеком своего отношения к опасным для жизни увлечениям и поступкам.
Кроме регуляции настроения, сложных поведенческих реакций и боли, серотонин оказывает выраженное позитивное влияние на весь организм. Он укрепляет иммунную систему, уменьшает риск инфаркта и инсульта, является одним из мощнейших факторов противодействия раковым опухолям, и даже способен замедлить процесс естественного старения организма.
Серотонин синтезируется из незаменимой аминокислоты триптофана. Суточная потребность взрослого человека в триптофане – около 0,25 г; у детей она вчетверо выше – около 1 г. Недостаток триптофана в пище может спровоцировать депрессию, а введение в рацион продуктов, богатых триптофаном наоборот, позволяет уменьшить тяжесть депрессивных проявлении. Для синтеза триптофана необходим свет, поэтому осенью и зимой количество триптофана снижается. Ученые полагают, что именно уменьшение освещения провоцирует развитие сезонных депрессий.
Путем сложных биохимических реакций серотонин превращается в мелатонин. Процесс этот в отличие от синтеза самого серотонина, проходит в темноте – ночью. Мелатонин (его иногда называют «гормон сна») играет важнейшую роль в регуляции сна. Это – лучшее снотворное, самое эффективное и безопасное. Полагают, что нарушения сна при депрессии связаны как раз с недостатком мелатонина.
Помимо серотонина и его производных важная роль в регуляции настроения принадлежит норадреналину и эндогенным опиатам.
Норадреналин и эндогенные опиаты
Норадреналин – второй нейромедиатор, ответственный за расстройства настроения. Действие норадреналина многогранно: это не только вещество, влияющее на мозговые контакты – синапсы, но и мощный гормон, регулирующий деятельность сердца, кровеносных сосудов, почек и других органов. Норадреналин обеспечивает реакцию на внешние раздражения, поддержание оптимального уровня работоспособности и внимания, побуждает человека к действию. Нарушения активности норадреналиновой системы обусловливают апатию и адинамию, а также многочисленные соматические жалобы, сопровождающие депрессию.
Эндогенные опиаты были открыты сравнительно недавно (первые два пептида этой группы обнаружены в 1975 году). Опиатами эти вещества назвали потому, что их молекула напоминает молекулу наркотиков опиоидного ряда – опиума, морфия, героина, а эндогенными (в переводе с латыни – порожденные внутри) они названы потому, что синтезируются самим организмом. Действие эндогенных опиатов в сотни раз мощнее действия наркотиков опиоидного ряда; но при этом, в отличие от наркотиков, они абсолютно безвредны и не имеют никаких побочных эффектов. Более того, эндогенные опиаты жизненно необходимы для нормальной работы мозга. Они являются основным регулятором боли в организме; предполагается, что обезболивающее действие немедикаментозных средств, таких как иглоукалывание, внушение, плацебо и т.п. обеспечивается эндогенными опиатами. Роль эндогенных опиатов изучена еще недостаточно, но уже сейчас ясно, что помимо регуляции боли они влияют на память, обмен информацией и эмоции.
Эксперименты доказали, что во время усвоения новой информации в мозге резко возрастает количество эндогенных опиатов. Обратите внимание, с каким восторгом дети познают окружающий мир, какое удовольствие от этого получают. За этим искренним восторгом стоит мгновенный выброс естественного наркотика в мозгу, стимулирующий ребенка к дальнейшему исследованию мира, а значит – к повышению способности приспосабливаться в нем. Эта полезная реакция, выработанная эволюцией, позволяет живому существу в кратчайшие сроки накопить огромный объем информации об окружающей действительности – а это один из главных факторов выживания в сложном и постоянно меняющемся мире. К сожалению, родители нередко пытаются подавить, утихомирить эту естественную страсть ребенка к познанию. Гневные окрики «не лезь!», «не тронь!», «куда пошел?!», «отстань!», постоянные одергивания и запреты способны быстро нейтрализовать приятное действие эндогенных опиатов и отбить у ребенка всякое желание исследовать мир и получать информацию о нем. Так родители закладывают основы для будущих проблем своего ребенка. Через несколько лет они будут искренне недоумевать: «И в кого он такой ленивый и тупой?! Ничто его не интересует, ничем его не займешь!» А он не ленивый и не тупой – просто давным-давно, в раннем детстве родителям удалось подавить в нем естественную реакцию познания окружающего мира. Если же познавательную активность ребенка направить в нужное русло, расширяя его кругозор и создавая условия для творчества, то сам он будет избавлен от множества проблем в будущем, а его родители – от необходимости искать способ заставить «ленивого и тупого» ребенка учиться и работать. Кстати говоря, творчество – один из самых мощных заслонов на пути депрессии. Приятные переживания восторга и эйфории открытия, созидания, сотворения нового также связаны с мощным выбросом естественных наркотиков. Многие из великих людей, страдавших депрессией, находили выход из этого тягостного состояния именно в творчестве.
Помимо серотонина, норадреналина и эндогенных опиоидов в развитии депрессии ученые подозревают и некоторые другие нейромедиаторы и гормоны (гамма-аминомасляную кислоту (ГАМК), вазопрессин, пролактин и другие.
Продукция всех нейроактивных веществ, влияющих на настроение, подвержена определенным ритмам – как короткопериодным (в течение секунд, минут и часов), так и более длительным – суточным, месячным, сезонным и многолетним. Циклические колебания настроения, обусловленные изменением баланса нейроактивных веществ, наблюдаются практически у всех людей. Длительные эксперименты подтвердили наличие положительных и отрицательных циклов в настроении, не зависящих от внешних изменений, практически у 100% испытуемых. Почти каждый человек может припомнить периоды, когда он без видимой причины был печален и вял, или, наоборот, оживлен и радостен без всякого повода. Причина у этих «беспричинных» колебаний настроения более чем весомая – циклическое изменение нейрохимического баланса мозга. Продолжительность таких циклов может быть самой разной – от нескольких секунд до нескольких месяцев и даже лет. Интенсивность этих изменений также различна: огромные «волны» колебаний настроения у больных тяжелыми формами маниакально-депрессивного психоза, умеренные изменения эмоционального фона у людей, страдающих циклотимией, или легкие, почти незаметные положительные и отрицательные циклы у здоровых людей.
Что происходит при печали и депрессии?
Под влиянием стрессов и других неблагоприятных воздействий наблюдается сдвиг нейрохимического равновесия мозга. Запасы серотонина и других нейроактивных веществ истощаются; возникший дефицит ощущается человеком в виде расстройств настроения. При физиологической печали продолжительность этих расстройств определяется длительностью стресса, особенностями реакции человека, наличием или отсутствием внешней помощи в преодолении кризиса. Если стресс длится достаточно долго, в мозгу может сформироваться так называемое устойчивое патологическое состояние: мозг приспосабливается к возникшему «раскладу», перестраивая активность с тем, чтобы обеспечить оптимальные условия для своей работы. Этот процесс соответствует моменту перехода физиологической печали в психогенную депрессию. Ситуация усугубляется тем, что депрессивный процесс теперь поддерживается «изнутри», за счет устойчивого патологического состояния. «Выбить» мозг из патологического состояния, вернуть его к нормальной, доболезненной схеме работы бывает очень и очень непросто (потому патологическое состояние и называется устойчивым). Приходится помогать мозгу нормализовать обмен нейромедиаторов, поддерживая его антидепрессантами.
У больных эндогенной депрессией нарушение обмена медиаторов вызвано врожденными изменениями. Роль наследственности в развитии депрессии сегодня не вызывает сомнений. Если один из родителей страдает расстройствами настроения, вероятность заболевания у ребенка составляет 27%, если больны оба родителя, риск возрастает до 50-75%. В последние годы активно ведутся исследования методами молекулярной генетики в направлении поиска генов, ответственных за развитие депрессии. Ученые надеются, что открытие таких генов поможет создать принципиально новые методы борьбы с депрессией.
Для риска развития депрессии важное значение имеет значение пол. Данные большинства исследований свидетельствуют, что женщины болеют депрессией вдвое чаще мужчин. Впрочем, некоторые исследователи склонны подвергать сомнению разную распространенность депрессии у мужчин и женщин. Они считают, что у мужчин депрессия чаще приобретает атипичное течение – например, в виде немотивированных вспышек раздражительности и агрессии. Кроме того, социальный стереотип «мужчина должен быть сильным» накладывает отпечаток на поведение мужчины, заставляя его скрывать проявления депрессии, которые часто расцениваются как проявление слабости.
У большинства ученых материальная, биологическая основа депрессии не вызывает сомнений. Тем не менее, достаточное количество последователей остается у психоаналитических теорий. Последователи Зигмунда Фрейда полагают, что в основе депрессии лежит потеря объекта сексуальных привязанностей, после чего «Я» человека возвращается в развитии до орально-садистской стадии раннего детства. Впрочем, даже убежденные последователи психоанализа не отрицают наличия при депрессии нейрофизиологических нарушений.