Посттравматическое стрессовое расстройство может появиться после физического, сексуального и эмоционального травмирования, включая также пренебрежение. Иногда симптомы, присущие этому состоянию, могут проявляться через месяцы и годы после соответствующего происшествия. Например, это могут быть повторяющиеся воспоминания, принимающие форму ярких картин, когда случившееся снова предстает перед мысленным взором человека. Под этим понимается «неожиданное повторное переживание травмы, сопровождаемое сильными чувствами, когда создается впечатление, что травма действительно наносится заново».
Посттравматический синдром характеризуется следующими основными чертами:
- Необычное, опасное для жизни событие, вызвавшее сильный страх и чувство беспомощности.
- Переживание события заново вследствие навязчивых воспоминаний, называемых ретроспекцией.
- Поведение, направленное на то, чтобы этого избежать.
- Повышеная психическая чувствительность (нарушение сна, раздражительность, нарушение способности к концентрации).
- Длительность — больше месяца после события.
- Ярко выраженные нарушения в различных жизненных сферах.
Многие травмированные люди не усматривают прямой связи между их недомоганиями и, нередко уже давним, переживанием, приведшим к посттравматическому синдрому. Почти 90% пострадавших ощущают недомогания непосредственно после травмировавшего их события. В 10% случаев возможен латентный период времени. Это могут быть даже годы. Встречаемость этого заболевания составляет 6-8% всего населения.
Диагностически посттравматический синдром принадлежит к нарушениям на почве страха. При этом заболевании склонность к самоубийству в 15-20 раз выше, чем по населению в целом.
Для того, чтобы можно было говорить о том, что имеет место посттравматический синдром, симптомы должны сохраняться дольше одного месяца. Если симптомы проявляются лишь недолго, несколько дней, то говорят об острой реакции на стресс. Около половины людей, страдающих посттравматическим синдромом, уже имели психические заболевания раньше: депрессии, сочетавшиеся со склонностью к самоубийству; зависимость от лекарств, алкоголя, наркотиков, тревожные расстройства (так называемые сопутствующие заболевания).
Посттравматический синдром может вызываться также трагичными механизмами, которые действуют в критических жизненных ситуациях, не обязательно негативных: например, дни рождения, праздники, выход на пенсию.
Диагностирование посттравматического синдрома, пожалуй, относится к самым трудным задачам для психиатра. Это не в последнюю очередь объясняется существованием устоявшихся представлений (клише) о социальных ролях, которые вполне могут быть восприняты и профессионалами. Эти клише необходимо пересмотреть. Если установлено, что пациент страдает посттравматическим синдромом, то в первую очередь необходимо считаться с общепринятой точкой зрения. Психотерапевту следовало бы проявить по отношению к больному эмпатию и внушить ему уверенность в себе. Необходимо обратиться к таким чувствам пациента, как гнев, ярость, боль, стыд. Психотерапевт также должен быть готов услышать такие подробности, которые могут потрясти до глубины души. Следовало бы дать пациенту возможность говорить обо всем, что связано с его травмой, и найти понимание. Следует обсудить постепенный (шаг за шагом) ход лечения. Надо ставить частичные цели, которые могут быть осуществлены как можно скорее. Хотя посттравматический синдром равноценен болезни, необходимо понимать, что это — нормальная реакция на чрезвычайные обстоятельства, что эта реакция представляет собой попытку выжить. Лечение следовало бы начать с устранения наиболее болезненных симптомов — таких как, например, бессонница, страх. Следовало бы также препятствовать стремлению к изоляции, уклонению от общения с людьми. К возможным методам психотерапевтического воздействия относится поведенческая-когнитивная терапия — в первую очередь, а также менее известные десенсибилизация и коррекция переработки информации с помощью движений глазных яблок. В качестве антидепрессивной терапии можно использовать также гипноз и медикаментозное лечение. Среди прочего трудность лечения заключается также в том, что сами больные иногда вовсе не связывают симптомы своих недомоганий впрямую с пережитой травмой, относящейся иногда к весьма давнему времени.
Формирование посттравматического синдрома представляется следующим образом: травма вызывает «затопление» сознания страхом. Человек чувствует также отчаяние и беспомощность. Так как бегство невозможно, происходит психическое оцепенение, напоминающее поведение животных, притворяющихся мертвыми. В центральной нервной системе происходит массовый выброс норадреналина, тогда как другие вещества, которые были бы необходимы для преодоления кризиса, такие как, например, серотонин или кортизол, либо вовсе не выделяются, либо почти отсутствуют.
Типичным симптомом посттравматического синдрома является так называемый тригтерный механизм: ситуация, похожая на ту, которая вызывала в свое время травму, может привести к тому, что больной снова переживет состояние страха, а травма «переживается» заново или проявляется поведение, такое же, как в той критической жизненной ситуации.
При оказании психологической поддержки людям после пережитой катастрофы используют дебрифинг — кризисное вмешательство, предназначенное для того, чтобы ослабить и предупредить вызванную психической травмой стрессовую реакцию у нормальных людей, которые находятся в чрезвычайной стрессовой ситуации. Цель психологического дебрифинга — предупредить развитие стойких последствий эмоциональной травмы путем создания возможности для сознательной оценки на когнтитивном уровне и эмоциональной переработки травматического события. Первоначально этот метод применялся для лечения спасателей (полицейских, санитаров, пожарных). Возник дебрифинг в 1980-х гг. Обычно он заключается в том, что через 1-3 дня после происшествия группа людей, переживших то или иное событие, проводит совместное групповое занятие, которое длится от одного до трех часов. Членам группы предлагается высказать свои мысли и чувства. Их информируют о реакциях на стресс и о том, как с ними обходиться. Хотя в большинстве случаев дебрифинг очень ценится, до сих пор не доказана его эффективность в предупреждении посттравматичесго синдрома, т.е. невозможно доказать, что после дебрифинга посттравматический синдром проявляется реже, чем без него.
Наряду с поведенческой когнитивной терапией, применяемой в случае посттравматического синдрома (а также и при других заболеваниях), в последнее время говорят также о другом методе лечения — о так называемом методе десенсибилизации и коррекции переработки информации с помощью движений глазных яблок. Этот метод был разработан специально для пациентов с посттравматическим синдромом. Мысли создающие психическую нагрузку, легче перерабатываются и преодолеваются, если одновременно водить глазами туда-сюда. Это значит, что во время воспоминаний о травме движение глаз надо ускорять. Чаще всего пациенты следят взглядом за пальцами психотерапевта. С помощью этого приема можно пережить опыт травмы на физическом уровне, чувственном уровне. В настоящее время ДПДГ считается наиболее исследованным методом. Это очень эффективный метод лечения при травматических заболеваниях.