Адаптация

Общепринятой является точка зрения, согласно которой адаптация личности в социальной среде включает социальную и социально-психологическую адаптацию. В связи с этим необходимо провести разграничение понятий социальной и социально-психологической адаптации. Социальные психологи (А.С. Гор-батенко, А.А. Налчаджян, И.К. Кряжева, О.И. Зотова, Н.А. Свиридов, М.А. Славина, И.А. Милославова, А.Л. Свентицкий, Р.А. Кузьмина, В.А. Самойлова и др.) рассматривают понятие социальной адаптации в связи с проблемой формирования и развития личности, а также применительно к проблемам групповой динамики.

Изучение же социально-психологических аспектов социальной адаптации обозначается в литературе как социально-психологическая адаптация. Последняя же определяется по-разному. Так, Н.А. Свиридов определяет социально-психологическую адаптацию как «вхождение человека в систему внутригрупповых отношений и приспособление к этим отношениям, выработку образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм данного коллектива». О.И. Зотова и И.К. Кряжева предлагают следующую дефиницию: «Социально-психологическая адаптация означает включение личности в социальную среду через обретение статуса, места в социальной структуре общества» . По определению И.А. Милославовой, это «сложный и противоречивый процесс, включающий момент активности личности и сопровождающийся определенными сдвигами в ее структуре». Существующие различия между определениями социально-психологической адаптации имеют скорее формальный, а не содержательный характер и обусловлены акцентированием различных сторон одного и того же класса социально-психологических феноменов. В своей совокупности они наглядно иллюстрируют необходимость систематизации основных сторон процесса, обозначенного как социально-психологическая адаптация.

И.К. Кряжева рассматривает социально-психологическую адаптацию в связи с индивидуальными особенностями человека, выделяя два аспекта:

  • адаптацию в группе, индивидуальную стратегию и закономерности поведения личности в группе, обеспечивающие существование, сохранение и развитие индивидуальности.
  • адаптацию в производственной сфере как состояние психологической включенности в деятельность, сопровождающееся реализацией внутриличностных возможностей в конкретных условиях жизнедеятельности и благоприятным эмоциональным самочувствием.

Социально-психологическое содержание адаптации, по мнению многих исследователей, заключается в сближении целей и ценностей группы и индивида, входящего в нее, усвоении и интернализации им традиций, норм групповой культуры, включении в ролевую структуру группы, что осуществляется в непрерывном процессе формирования способов взаимодействия с различными элементами социальной среды. При этом социально-психологическая адаптация может относиться к широкому спектру уровней — общества, малой группы, непосредственного социального окружения, личностной адаптированности. Так, например, О.П. Баклицкая определяет социально-психологическую адаптацию как «процесс усвоения личностью в результате ее диалектического взаимодействия с трудовым коллективом коллективных норм и ценностей, выработки на их основе образцов поведения и навыков межличностного общения».

Один из наиболее интересных подходов к адаптации можно найти в исследовании В.Н. Намазова и А.Н. Жмырикова. Они определяли социально-психологическую адаптацию как сложный диалектический процесс взаимодействия личности и среды, приводящий к оптимальному соотношению их целей и ценности, реализации внутриличностного потенциала в конкретных условиях жизнедеятельности при благоприятном эмоциональном самочувствии. В соответствии с этим определением выделяются и основные критерии успешности адаптации:

  1. выходные параметры деятельности;
  2. степень реализации внутриличностного потенциала;
  3. степень интеграции личности с макро- и микросредой;
  4. эмоциональное самочувствие личности.

Однако, как справедливо отмечает А.Л. Мацкевич, и в теоретических определениях, и в практических исследованиях наиболее распространенным и общепризнанным является понимание социально-психологической адаптации личности как процесса включения ее в новую социальную группу. Оптимальное функционирование группы как целого невозможно без адаптированности ее членов друг к другу, поэтому оно, по мнению А.Л. Мацкевич, может служить косвенным показателем такой адаптированности. Исходя из этих соображений, автор полагает, что основным механизмом адаптации личности в группе является общение.

Сходную точку зрения можно найти в работе Ю.Л. Ханина, один из основных тезисов которой заключается в том, что общение как «совокупность конкретно-ситуативных контактов, обеспечивающих процесс предметно-практического взаимодействия» людей в совместной деятельности является процессом и механизмом взаимного включения партнеров в решение общегрупповой задачи; в свою очередь «активное включение в деятельность и решение все усложняющихся задач приводят к существенным изменениям в структуре личности каждого члена группы, а также в характере связей и отношений между ними». Е.А. Михайлычев, исследуя основные субъективные компоненты профессиональной адаптации студентов, утверждает, подчеркивая диалектический характер соотношения коммуникативной активности и успешности социально-психологической адаптации студентов, что «позиции личности в коллективе и удовлетворенность ими являются одновременно и следствием, и стимулом коммуникативной активности личности в группе и в вузе в целом, ее участия в делах коллектива, включенности в межличностные отношения».

В.А. Самойлова, изучая особенности адаптации молодых специалистов на промышленном предприятии, разделяет понятия первичной и вторичной адаптации. Первичная адаптация, по ее мнению, возможна при одновременном существовании двух условий: изменении социальной среды и изменении статуса индивида. Каждое же из этих условий рассматривается исследователем в качестве предпосылки той или иной модификации явления вторичной адаптации: 1) адаптации как следствия изменения среды (например, переход с одного места работы на другое без изменения должности или специальности); 2) адаптации как следствия социального перемещения, изменения статуса (например, смена должности на одном предприятии).

Таким образом, В.А. Самойлова предлагает следующее рабочее определение социальной адаптации: «Социальная адаптация — это определенный этап процесса взаимодействия личности и среды, содержание которого заключается в освоении личностью новой социальной роли и условий деятельности, а цель — в достижении динамического равновесия между взаимодействующими сторонами, являющегося основой перехода личности к свободной, творческой, преобразующей деятельности».

Аналогичной точки зрения придерживаются и некоторые другие исследователи. Так, наиболее интересным в плане изучения социально-психологического аспекта адаптации индивида представляется подход Г.М. Шавердян, согласно которому важным аспектом социальной адаптации является принятие роли. При этом основным механизмом последней является ролевая идентификация, которая имеет два аспекта (порой сталкивающихся друг с другом и дисгармонирующих): конвенциональный (узаконенные требования роли) и идиосинкразический (представления личности о своей роли). Успешное освоение роли в ходе процесса адаптации предполагает установление соответствия между этими двумя аспектами, их гармонизацию. Ролевая идентификация, с одной стороны, классовая идентификация, а с другой стороны — эмоциональная (с группой).

Некоторые исследователи в качестве одного из важнейших факторов, детерминирующих особенности социально-психологического аспекта адаптации, выделяют различные характеристики самих групп и групповых процессов, в которые включается индивид.

Так, по мнению Е.В. Таранова, одним из главных условий формирования благоприятного социально-психологического климата является адаптация членов коллектива к условиям жизни и деятельности в нем. Косвенные показатели неадаптированное личности служат показателем неблагоприятного социально-психологического климата.

Похожей психологической позиции придерживается и Г.М. Шавердян, утверждающая, что на процесс адаптации индивида в группе влияет сложившийся в ней социально-психологический климат (СПК). При этом среди аспектов СПК — структурно-динамического, генетически-динамического и функционального — последний «вкраплен» в адаптационный процесс. Вертикальный пласт функциональных особенностей группы, влияющих на адаптацию,— стиль руководства, типы установок руководителя (активно-положительный, скрыто-отрицательный, функциональный, нейтральный, ситуативный); их горизонтальный пласт — уровень эго-включенности членов группы, взаимопомощь в ситуациях, вызывающих фрустрацию, психическая совместимость членов группы, характеристики неформального лидера, коэффициент сплоченности, баланс эмоционального климата, общая направленность групповых установок (на конфликт, сотрудничество или конкуренцию) и т.д.

А.С. Горбатенко в результате исследования отношения группы к новому члену пришел к следующим выводам:

  1. за успешность адаптации «отвечает» не только сам индивид, но и группа;
  2. группам высокого уровня развития присуща «адаптирующая способность».

Среди множества психологических категорий, используемых исследователями проблемы адаптации индивида, выделяются понятия «адаптированность» как некоторое дискретное состояние в рамках адаптационного процесса и «адаптивность» как способность к приспособлению в новых условиях окружающей среды.

Социальные нормы фиксируют содержание и характер осуществляемых отношений, а значит, их модальные значения можно рассматривать в качестве критериев адаптации. С этой точки зрения, адаптированность, являющаяся результатом адаптационного процесса, может пониматься как определенный уровень включенности индивида в процесс общественных отношений. Индивид при этом выступает не только как объект, но и как субъект процесса адаптации.

Совокупность качеств, которые характеризуют реальные и потенциальные возможности индивида как субъекта адаптационного процесса, можно определить понятием «адаптивность». Так, А.С. Соловьев и А.А. Прохватилов под адаптивностью понимают качественное своеобразие способностей и способов выполнения деятельности, т.е. стиль жизни индивида. С этой точки зрения адаптивность рассматривается как способность индивида применять свои личностные свойства для эффективной и адекватной новым условиям деятельности. Для включения же механизмов адаптации стимульные факторы должны отличаться следующими характерными особенностями: новизной, жизненной значимостью, продолжительностью воздействия.

Наиболее плодотворным, исходя из цели и задач нашего исследования, представляется подход, предложенный Б.Д. Парыгиным и И.А. Милославовой, которые, исследуя социально-психологическую адаптацию молодежи к труду, на основании более детального анализа некоторых характеристик группы как объекта адаптации конкретизировали различные аспекты социально-психологической адаптации:

  1. к психологическому климату в группе;
  2. к нормам и традициям, существующим в группе;
  3. к системе социальных ролей, вытекающих из социального статуса;
  4. к стилю и требованиям руководителя;
  5. к особенностям межличностных отношений, существующих в группе.

Во избежание терминологической путаницы, возможной в результате тождественного истолкования социально-психологического аспекта адаптации индивида и процесса его социализации, представляется необходимым разграничить, а значит и более детально рассмотреть эти понятия.

Понятие социальной адаптации близко к понятию социализации, которая описывается как «вхождение индивида в социальную среду», «усвоение им социальных влияний», «приобщение его к системе социальных связей». Однако, несмотря на функциональную близость данных понятий, существуют некоторые качественные различия и характерные особенности этих процессов.

Адаптация означает приспособление индивида к новым измененным условиям деятельности, в то время как социализация выражает процесс онтогенетического становления личности. Кроме этого, если в процессе социализации индивид в основном является объектом воздействия, то в процессе социальной адаптации он выступает по большей части в качестве субъекта деятельности и общения.

В отношении же временной продолжительности рассматриваемых процессов в современной психологической литературе мнения расходятся, причем по вопросу не только их различия, но и определения самого процесса социализации. Так, например, по мнению Н.В. Андреенковой, процесс социализации продолжается в течение не всей жизни, а лишь некоторого периода, который необходим для устойчивой и стабильной интернализации системы ролей, ценностных ориентации, социальных установок и который заканчивается до 25 лет. Другие авторы ограничивают временную продолжительность этого процесса пределами онтогенеза. Процесс социализации некоторые исследователи рассматривают филогенетически. Как отмечает С.С. Батенин, социализация является достоянием не отдельных индивидов или социальных групп, а всего человечества в целом. Б.Д. Парыгин предлагает изучать процесс социализации одновременно и филогенетически, и онтогенетически. Адаптация же при этом рассматривается автором лишь как один из механизмов, хотя и очень важных, входящих в процесс социализации. Сходной научной позиции придерживается С.С. Раппопорт, который также включает адаптацию в процесс социализации, предпочитая рассматривать ее как «форму или этап социализации».

Несколько иную точку зрения, связанную с включением социализации в структуру и динамику адаптационного процесса, можно встретить у В. Дэймона. Социальное развитие, по его мнению, основывается на парадоксе: индивид существует одновременно как социально, так и индивидуально. Социальное существование базируется на итогах социализации, регулирующих поведение в соответствии с социальным кодом и стандартами. Индивидуальное же существование базируется на формировании индивидуально-личностной идентичности, направленной на развитие личностного смысла (one’s sense) и занятие своего отличного от других, места внутри социального порядка. Адаптация рассматривается исследователем как производная обеих функций социального развития — социализации и ндивидуально-личностной идентичности. Аналогичным образом рассматривает отношения между процессами адаптации и социализации и Т. Шибутани.

Представляется, что перечисленные различия мнений разных исследователей детерминированы тем, насколько широко каждый из них понимает данные процессы. При этом более широкое определение, пользуясь преимуществом целого, поглощает более узкое. Однако гораздо более плодотворным нам представляется не альтернативный, а диалектический подход к настоящей проблеме, согласно которому итоги социализации входят в процесс адаптации, а итоги социальной адаптации, в свою очередь, входят в процесс социализации. При этом социальную адаптацию следует рассматривать и как процесс и как результат этого процесса, т.е. как достигнутый уровень приспособления.

2025 @ Здоровье на kartabudzdorov.ru