Прежде чем приступить к рассмотрению моделей психологической помощи, следует отметить, что коррекция в каждом отдельном случае вытекает из причин, лежащих в основе дезадаптации, и поэтому ее нельзя свести к каким-то определенным методам и техникам вне контекста проблемы. Показания к коррекции должны исходить из индивидуальной подробной диагностики.
Однако исходя из опыта психотерапевтической работы и проведенных исследований можно выделить основные факторы, дезадаптирующие индивида:
- Нарушение в сфере ценностных ориентации:
- незрелость, несформированность системы ценностей;
- преобладание, доминирование абстрактных ценностей;
- замыкание на какой-то одной ценности (например, любви или материальных ценностях). В этом случае конфликт в данной сфере невозможно чем-либо компенсировать; кроме этого, ввиду сверхзначимости ценности такой конфликт очень суицидален;
- несоответствие целей и средств, терминальных и инструментальных ценностей.
- Нарушение в сфере когнитивных механизмов адаптации, использование малоадаптивных когнитивных механизмов, которые искажают восприятие информации и ведут к неблагоприятным ситуационным реакциям.
- Нарушение семейных, интимных отношений.
- Высокая сензитивность и низкая толерантность к фрустрационным нагрузкам.
- Невозможность, трудность в реализации важных потребностей и ценностей.
- Ригидность различных компонентов структуры личности (когнитивных стилей, самооценки, уровня притязаний и т.д.).
- Отсутствие четко сформулированной цели в жизни. Экзистенциальный вакуум.
- Внутренний конфликт между индивидуальными ценностями и нормами.
Перечисленные факторы объясняют распространенность в суицидологической практике широкого диапазона психотерапевтических техник и методик в рамках различных направлений и видов психотерапии.
Психопрофилактическая и психокоррекционная работа с суицидентами имеет некоторые особенности, обусловленные самой природой суицидального поведения и заключающиеся в следующем:
- Экстренный характер помощи, связанный, во-первых, с наличием жизненно важной для суицидента проблемы, требующей неотложного активного вмешательства консультанта в ситуацию, и, во-вторых, с выраженной потребностью суицидента в эмпатийной поддержке и на первых порах — руководстве его поведением.
- Нацеленность на выявление и коррекцию неадаптивных установок, приводящих к развитию суицидальных переживаний и способствующих рецидиву суицидоопасного кризиса.
- Поиск и тренинг неопробованных суицидентом способов разрешения актуального межличностного (или внутриличностного) конфликта, которые повышают уровень социально-психологической адаптации, обеспечивают рост личности и выносливость индивида к будущим кризисам.
Отмеченным особенностям соответствуют три метода кризисной психотерапии: кризисная поддержка, кризисное вмешательство и повышение уровня адаптации, необходимое для разрешения ситуации. Схематично эти задачи могут быть представлены в виде следующей программы.
- Кризисная поддержка
- Установление психологического контакта.
- Раскрытие суицидоопасных переживаний.
- Мобилизация личностной защиты.
- Заключение договора на преодоление кризисной ситуации.
- Кризисное вмешательство
- Рассмотрение неопробованных способов решения кризисной проблемы.
- Выявление неадаптивных установок, блокирующих оптимальные способы разрешения психологического кризиса.
- Коррекция неадаптивных установок.
- Активизация установки на разрешение кризисной ситуации.
- Повышение уровня адаптации
- Тренинг неопробованных способов адаптации.
- Выработка навыков самоконтроля и самокоррекции в отношении неадаптивных установок.
- Введение новых значимых других для поддержки и помощи в продолжении тренинга навыков адаптации после окончания психокоррекционной работы.
Кризисная психотерапия может осуществляться в индивидуальной, семейной и групповой формах. Методы психотерапии должны соответствовать типу кризиса; индивидуальная терапия должна сочетаться с групповой, ближайшие задачи (выход из кризиса) — с отдаленными целями (повышение адаптационных возможностей личности). В одних случаях достаточно купировать стрессовое состояние и найти наиболее успешный выход из ситуации, в других необходима глубинная коррекция системы мотивации, направленности, ценностных ориентации, обеспечение профилактики образования конфликтно-стрессовых ситуаций в дальнейшем, так как есть опасность рецидивов.
Прежде чем приступить к описанию некоторых моделей психологической помощи суицидентам, целесообразно и даже более того — необходимо рассмотреть основные общие принципы неотложной психотерапевтической помощи в кризисной ситуации.
- Доступность (суицидент должен знать, где и когда он может найти поддержку).
- Отреагирование (возможность выговориться, отреагировать конфликтные последствия). Только после окончательного отреагирования можно подходить к сбору информации о клиенте и конфликте.
- Направленность на суицидальные переживания (купирование суицидальных мыслей и намерений). Если аутоагрессивные намерения актуальны, необходимо убедить клиента отсрочить их реализацию. При этом лучше не допускать никакого морализаторства. Переживания безнадежности невозможно преодолеть лишь рациональным анализом; всегда оказывается полезным актуализация антисуицидальных факторов.
- Директивное руководство. Пользоваться этим методом иногда необходимо при дезорганизации психической деятельности клиента.
- Усиление уверенности в себе.
- Обучение. Здесь психологу нужно запастись терпением. Необходимо поощрение более открытого проявления эмоций.
- Отвлечение — переключение внимания с травмы на факторы, которые привязывают клиента к жизни.
- Воздействие на окружение (с одной стороны — для устранения источника конфликта, с другой — с целью включения «резервных источников помощи»). Руководствоваться этим принципом необходимо осторожно, чтобы клиент не рассчитывал лишь на консультанта, превратив его в психологический «костыль».