Большое значение в теории и практике современной суицидологии придается проблеме психологической профилактики суицидальных проявлений. В.Т. Кондратенко, рассматривая проблему профилактики суицидального поведения, отмечает в ее структуре два основных этапа: первичную и вторичную профилактику.
- Первичная профилактика суицидального поведения
- совершенствование социальной жизни людей;
- устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению суицидального поведения;
- воспитание социально позитивно ориентированной личности.
- Вторичная профилактика суицидального поведения
- определение факторов риска и выделение так называемых групп «профилактического учета» по различным формам девиантного поведения;
- раннее и активное выявление лиц с нервно-психическими нарушениями;
- медицинская коррекция выявленных заболеваний и психических нарушений.
По мнению большинства современных суицидологов, комплексная программа профилактики суицидального поведения должна быть направлена на решение следующих основных задач:
- своевременное распознавание и ликвидация состояний, несущих потенциальную угрозу самоубийства;
- раннее выявление суицидальных тенденций среди определенного контингента населения;
- решение диагностических вопросов и применение необходимых профилактических мер;
- лечение постсуицидальных состояний, социально-трудовая реадаптация;
- регистрация и учет самоубийств и покушений;
- проведение широкой психогигиенической работы среди населения.
Направления деятельности такой программы могли бы выглядеть следующим образом:
- проведение реадаптационной программы по отношению к людям, совершившим суицидальные попытки;
- предотвращение первичных суицидальных попыток;
- пропаганда психогигиенических и правовых знаний среди населения.
Кроме того, предупреждение суицидального поведения должно решаться путем создания системы, объединяющей меры психологического, медицинского, социального, правового и педагогического характера. Распределение функций различных специалистов могло бы быть следующим.
Задачи врача-суицидолога:
- Диагностическая:
- наличие или отсутствие патологии;
- определение суицидального риска:
- групповые факторы риска:- социально-демографические (пол, возраст, профессия, социальный статус); — медицинские (наличие патологии).
- личностно-ситуационные факторы:- конфликт; — ситуационные мотивы.
- индивидуально-личностные факторы:- предиспозиционные; — ближайшие (суицидоопасные позиции и психические состояния); — непосредственные (глубина и активность суицидальных тенденций).
- Тактика ведения пациентов:
- купирование суицидоопасных состояний;
- терапевтическая и социально-трудовая реабилитация;
- нейтрализация неблагоприятных средовых воздействий.
- Терапия лиц, совершивших покушение на самоубийство.
- Активное выявление суицидоопасных контингентов путем диспансеризации.
Направления работы психолога в суицидологической службе.
- Проведение экспериментально-психологических исследований (для конкретизации психотерапии).
- Организация и проведение психотерапевтических курсов.
- Психогигиеническая работа.
- Психологическая экспертиза по делам, связанным с самоубийствами.
Задачи социального педагога и социального работника — изучение социальных условий, в которых формируется суицидальное поведение, и разработка на основе полученных знаний эффективных психопрофилактических мероприятий.
Задачи органов внутренних дел — консультирование по правовым вопросам, пропаганда правовых знаний.