Методика исследования самоотношения (МИС).
Методика исследования самоотношения (МИС) разработана Р.С. Пантелеевым (1989) и содержит 9 шкал.
Шкала 1 — внутренняя честность (открытость) включает в себя 11 пунктов с такими аспектами образа «Я», как самоотношение, поведение, которые, являясь значимыми для личности (с точки зрения моральных норм), с трудом допускаются до осознания.
Низкие значения шкалы говорят о глубокой осознанности «Я», повышенной рефлексивности и критичности, способности не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на ее значимость.
Высокие значения шкалы говорят о закрытости, неспособности или нежелании осознавать и выдавать значимую о себе информацию.
Шкала 2 — самоуверенность содержит пункты, задающие представление о себе как о самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать.
Положительный полюс шкалы соответствует высокому самомнению, самоуверенности, отсутствию внутренней напряженности.
Низкие значения говорят о неудовлетворенности собой и своими возможностями, сомнении в способности вызывать уважение.
Шкала 3 — саморуководство отражает представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам.
Высокий балл по шкале свидетельствует о том, что человек отчетливо переживает собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий и организующий его личность и жизнедеятельность, считает, что его судьба находится в его собственных руках; чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей.
Низкие баллы свидетельствуют о подвластности «Я» влияниям обстоятельств, неспособности противостоять судьбе, плохой саморегуляции, размытом фокусе «Я», отсутствии тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самом.
Данная шкала по содержанию близка к психологической переменной, которую в литературе принято обозначать как локус контроля.
Шкала 4 — зеркальное «#> (отраженное самоотношение) включает пункты, связанные с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей.
Высокие значения шкалы соответствуют представлению субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; с низкими значениями связано ожидание противоположных чувств по отношению к себе от другого.
Шкала 5 — самоценность. Высокие оценки по этой шкале отражают заинтересованность в собственном «Я», любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно прилагаемую ценность своего «Я» для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего «Я» по внутренним интимным критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира.
Низкие баллы по шкале говорят о переоценке своего духовного «Я», сомнении в ценности собственной личности, отстраненности, граничащей с безразличием к своему «Я», потере интереса к своему внутреннему миру.
Шкала 6 — самопринятие. Высокий полюс соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, одобрению своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками.
Низкий полюс свидетельствует об отсутствии перечисленных качеств — недостаточном самопринятии, что является важным симптомом внутренней дезадаптации.
Шкала 7 — самопривязанность. Высокие значения шкалы говорят о ригидности Я-концепции, привязанности, нежелании меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Данные переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному Я-образу. В последнем случае тенденция к сохранению такого образа — один из защитных механизмов самосознания.
Низкие значения свидетельствуют о противоположных тенденциях: желании что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворенности собой.
Шкала 8 — внутренняя конфликтность. Высокие значения по данной шкале свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Постоянная неудовлетворенность и споры с собой протекают на фоне неадекватно заниженной самооценки, что приводит к сомнениям в своей способности что-то предпринять или изменить. Чрезмерное самокопание и рефлексия протекают на общем негативном эмоциональном фоне по отношению к себе. Причем конфликтная аутокоммуникация не только не приносит облегчения, но наоборот, лишь усугубляет негативные эмоции.
Умеренное повышение по шкале говорит о повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном образе «Я» и отсутствии вытеснения.
Крайне низкие значения шкалы свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, поверхностном самодовольстве.
Шкала 9 — самообвинение. Высокие значения говорят об интрапунитивности, самообвинении, готовности поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. По психологическому содержанию шкала в целом сходна с предыдущей шкалой. Однако если значение 8-й шкалы характеризуется конфликтностью, связанной с недостатком самоуважения (недооценкой своих возможностей, компетентности, знаний и способностей), то значение 9-й шкалы является индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес даже несмотря на высокую оценку собственных качеств.
Крайне низкие значения по 8-й и 9-й шкалам при общем снижении профиля по предыдущим параметрам являются индикаторами глубокой внутренней дезадаптации и кризисной ситуации, требующей принятия психокоррекционных мер.
Процедура проведения опроса и обработка результатов методики МИС.
Испытуемому предъявляется тест, содержащий 110 пунктов и стандартный бланк ответов. Инструкция подразумевает два варианта ответов: «согласен — не согласен», которые фиксируются испытуемыми в соответствующих позициях бланка.
Значения подсчитываются по 9 шкалам с помощью специального ключа-трафарета, накладываемого на бланк. Трафарет конструируется в соответствии с ключом теста.
Ключ для обработки методики МИС
(приводятся номера пунктов и знак, с которым пункт входит в соответствующий фактор)
Шкала 1. Открытость
«+»: 1, 3, 9, 53, 56, 65.
«-»: 21, 48, 62, 86, 98.
Шкала 2. Самоуверенность
«+»: 7, 24, 30, 35, 36, 51, 52, 58, 61, 73, 82.
«-»: 20, 80, 103.
Шкала 3. Саморуководство
«+»: 43, 44, 45, 74, 76, 84, 90, 105, 106, 108, 110.
«-»: 109.
Шкала 4. Зеркальное «Я»
«+»: 2, 5, 29, 41, 50, 102.
«-»: 13, 18, 34, 85.
Шкала 5. Самоценность
«+»: 8, 16, 39, 54, 57, 68, 70, 75, 100.
«-»: 15, 26, 31, 46, 83.
Шкала 6. Самопринятие
«+»: 10, 12, 17, 28, 40, 49, 63, 72, 77, 79, 88, 97.
Шкала 7. Самопривязанность
«+»: 6, 32, 33, 55, 89, 93, 95, 101, 104.
«-»: 96, 107.
Шкала 8. Конфликтность
«+»: 4, 11, 22, 23, 27, 38, 47, 59, 64, 69, 81, 91, 94, 99.
Шкала 9. Самообвинение
«+»: 14, 19, 25, 37, 60, 66, 71, 78, 87, 92.
Полученные «сырые» баллы по специальной шкале переводятся в стены.
Стены | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Шкала 1 | 0 | 0 | 1 | 2-3 | 4-5 | 6-7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Шкала 2 | 0-1 |
2 |
3-4 |
5-6 | 7-9 | 10 | 11-12 | 13 | 13 |
14 |
Шкала 3 | 0-1 |
2 |
3 |
4-5 |
6 | 7 | 8 | 9-10 | 11 |
12 |
Шкала 4 | 0 | 1 | 2 | 3-4 | 5 | 6-7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Шкала 5 | 0-1 | 2 | 3 | 4-5 | 6-7 | 8 | 9-10 | 11 | 12 | 13-14 |
Шкала 6 | 0-1 | 2 | 3-4 | 5 | 6-7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Шкала 7 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4-5 | 6 | 7-8 | 9 | 10 | 11 |
Шкала 8 | 0 | 0 | 1-2 | 3-4 | 5-7 | 8-10 | 11-12 | 13 | 14 | 15 |
Шкала 9 | 0 | 1 | 2 | 3-4 | 5 | 6-7 | 8 | 9 | 10 | 10 |
Проведенная факторизация матриц интеркорреляций значений шкал позволила выделить три независимых фактора.
- Самоуважение. В данный фактор вошли значения шкал: открытость (внутренняя честность) (1), самоуверенность (2), саморуководство (3), зеркальное «Я» (отражение самоотношения) (4). Совокупность значений шкал выражает оценку собственного «Я» испытуемого по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустремленности, социальному одобрению.
- Аутосимпатия. В данный фактор вошли значения шкал: самоценность (5), самопринятие (6) и самопривязанность (7). Эти шкалы в наиболее чистом виде отражают эмоциональное отношение испытуемого к своему «Я».
- Внутренняя неустроенность. Данный фактор содержит значения шкал: внутренняя конфликтность (8), самообвинение (9). Этот фактор связан с негативным самоотношением, не зави сящим от аутосимпатии и самоуважения.
Показатели третьего фактора могут свидетельствовать о дезадаптации личности и о потребности респондента в психологической помощи.
Текст методики МИС
- Мои слова довольно редко расходятся с делом.
- Случайному человеку я скорее всего покажусь человеком приятным.
- К чужим проблемам я всегда отношусь с тем же пониманием, что и к своим.
- У меня нередко возникает чувство, что то, о чем я с собой мысленно разговариваю,— мне неприятно.
- Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.
- Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни,—это не противиться собственной судьбе.
- У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.
- Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.
- Я не способен причинять душевную боль самым родным и любимым людям.
- Я считаю, что не грех иногда пожалеть самого себя.
- Совершив какой-то промах, я часто не могу понять, как же мне могло прийти в голову, что из задуманного могло получиться что-нибудь хорошее.
- Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.
- В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызвать у других острую неприязнь.
- Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.
- У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.
- Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.
- Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, с чем бы я в конце концов не согласился.
- Многие мои знакомые не принимают меня так уж всерьез.
- Бывало, и не раз, что я сам остро ненавидел себя.
- Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.
- В моей жизни возникали такие обстоятельства, когда я шел на сделку с собственной совестью.
- Иногда я сам себя плохо понимаю.
- Порой мне мучительно больно общаться с самим собой.
- Думаю, что без труда смог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.
- Если я отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.
- Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по-настоящему.
- Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что все равно выйдет не так, как я решил.
- Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.
- Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе.
- Часто я не без издевки подшучиваю над собой.
- Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы довольно скучный партнер по общению.
- Мне представляется, что я достаточно сложился как личность, и поэтому не трачу много сил на то, чтобы в чем-то стать другим.
- В целом меня устраивает то, какой я есть.
- К сожалению, слишком многие не разделяют моих взглядов на жизнь.
- Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.
- Я думаю, что имею умного и надежного советчика в себе самом.
- Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.
- Я часто, но довольно безуспешно пытаюсь в себе что-то изменить.
- Я думаю, что моя личность гораздо интереснее и богаче, чем это может показаться на первый взгляд.
- Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.
- Я редко остаюсь непонятым в самом важном для меня.
- Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.
- То, что со мной случается,— это дело моих собственных рук.
- Если я спорю с собой, то уверен, что найду единственно правильное решение.
- Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: «И поделом тебе».
- Я не считаю, что достаточно духовно интересен для того, чтобы быть притягательным для многих людей.
- У меня нередко возникает сомнение, а таков ли я на самом деле, каким себе представляюсь.
- Я не способен на измену даже в мыслях.
- Чаще всего я думаю о себе с дружеской иронией.
- Мне кажется, что мало кто может подумать обо мне плохо.
- Уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах.
- Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.
- Я никогда не выдаю понравившиеся мне чужие мысли за свои.
- Каким бы я ни казался окружающим, я-то знаю, что в глубине души я лучше, чем большинство других.
- Я хотел бы оставаться таким, какой я есть.
- Я всегда рад критике в свой адрес, если она обоснована и справедлива.
- Мне кажется, что если бы было больше таких людей, как я, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону.
- Мое мнение имеет достаточный вес в глазах окружающих.
- Что-то мешает мне понять себя по-настоящему.
- Во мне есть немало того, что вряд ли вызывает симпатию.
- В сложных обстоятельствах я обычно не жду, пока проблемы разрешатся сами собой.
- Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть.
- Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.
- Я убедился, что глубокое проникновение в себя,— малоприятное и довольно рискованное занятие.
- Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин.
- У меня бывали такие моменты, когда я понимал, что и меня есть за что презирать.
- Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит.
- Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяют мою ценность как личности.
- Долгие споры с собой чаще оставляют горький осадок в моей душе, чем приносят облегчение.
- Думаю, что общение со мной доставляет людям искреннее удовольствие.
- Если говорить откровенно, иногда я бываю очень неприятен.
- Можно сказать, что я себе нравлюсь.
- Я — человек ненадежный.
- Осуществление моих желаний мало зависит от везения.
- Мое внутреннее «Я» всегда мне интересно.
- Мне очень просто убедить себя не расстраиваться по пустякам.
- Близким людям свойственно меня недооценивать.
- У меня в жизни нередко бывают минуты, когда я сам себе противен.
- Мне кажется, что я все-таки не умею злиться на себя по-настоящему.
- Я убедился, что в серьезных делах на меня лучше не рассчитывать.
- Порой мне кажется, что я какой-то странный.
- Я не склонен пасовать перед трудностями.
- Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.
- Мне кажется, что, глубоко обдумывая свои внутренние проблемы, я научился гораздо лучше себя понимать.
- Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окружающих.
- Мне случалось совершать такие поступки, которым вряд ли можно найти оправдание.
- Где-то в глубине души я считаю себя слабаком.
- Если я искренне обвиняю себя в чем-то, то, как правило, обличительного запала хватает ненадолго.
- Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устраивает.
- Я вполне представляю себе, что меня ждет впереди.
- Иногда мне бывает трудно найти общий язык со своим внутренним «Я».
- Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям в собственный адрес.
- Я не хотел бы сильно меняться даже в лучшую сторону, потому что каждое изменение — это потеря какой-то дорогой частицы самого себя.
- В результате моих действий слишком часто получается совсем не то, на что я рассчитывал.
- Вряд ли во мне есть что-то, чего бы я не знал.
- Мне еще многого не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе: «Да, я вполне созрел как личность».
- Во мне вполне мирно уживаются как мои достоинства, так и мои недостатки.
- Иногда я оказываю «бескорыстную» помощь людям только для того, чтобы лучше выглядеть в собственных глазах.
- Мне слишком часто и безуспешно приходится оправдываться перед самим собой.
- Те, кто меня не любит, просто не знают, что я за человек.
- Убедить себя в чем-то не составляет для меня особого труда.
- Я не испытываю недостатка в близких и понимающих меня людях.
- Мне кажется, что мало кто уважает меня по-настоящему.
- Если не мелочиться, то в целом меня не в чем упрекнуть.
- Я сам создал себя таким, каков я есть.
- Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным.
- Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.
- Ко мне относятся так, как я того заслуживаю.
- Думаю, что моя судьба сложится все равно не так, как бы мне хотелось теперь.
- Уверен, что в жизни я на своем месте.
СКАЧАТЬ «Методика исследования самоотношения (МИС)»